Очередная девальвация рубля приведет к подорожанию авиабилетов: в среду курс Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), по которому рассчитывается рублевый эквивалент для зарубежных рейсов, вырастет с текущих 63,5 рубля за доллар и 73,5 рубля за евро примерно до 68,5 рублей и 78 рублей соответственно. На фоне падения рубля спрос на авиабилеты за рубеж вырос более чем на 30%. В то же время резкое подорожание накануне низкого сезона может негативно сказаться на спросе, сообщает "Коммерсант"
В среду стоимость авиабилетов на международных направлениях может подорожать на 5-7% на фоне ослабления рубля, сообщили туристические сервисы Aviasales и OneTwoTrip. Речь идет о корректировке спецкурса IATA, который используется для определения рублевого эквивалента цен билетов иностранных авиакомпаний и российских перевозчиков, летающих за рубеж. Этот курс рассчитывается один раз в неделю на основе курса ЦБ РФ на вторник и действует со среды. До вечера 14 августа курс IATA - 63,5 рубля за доллар и 73,5 рубля за евро, тогда как с 15 августа он составит примерно 68,5 рублей за доллар и 78 рублей за евро.
Падение рубля стало причиной ажиотажной скупки авиабилетов. По данным Biletix, с 8 по 12 августа продажи на международные рейсы в РФ выросли на 31% по сравнению со средними суточными показателями с 1 по 7 августа. Но на внутрироссийских направлениях скачков спроса нет: с 8 по 12 августа средние продажи выросли только на 2%. В то же время эксперты отмечают, что на тариф влияет и множество других факторов, в том числе спрос на конкретное направление, загруженность самолета, акции и распродажи и так далее. Поэтому говорить о прямолинейной зависимости курса рубля и тарифов было бы неверно.
Так, с конца 2017 года до августа валюта подорожала на 18,4%, однако стоимость перевозки пассажира в экономклассе на международных и внутренних линиях выросла только на 2,5%. Сообщается, что в низком сезоне стоит ожидать небольшой коррекции цен, но компании постараются сохранить баланс занятости кресел и ценовой доступности, чтобы сохранить безубыточность.
В S7 сообщили, что не планируют повышать номинальные тарифы в евро, но стоимость в рублях изменится автоматически при пересчете курса IATA. В то же время рост в рублевом выражении не компенсирует увеличение себестоимости на фоне "беспрецедентного роста стоимости авиатоплива", которое за последний год подорожало более чем на 40%. В компании "UTair - пассажирские авиалинии" считают, что обвал рубля повлияет на цену билетов, поскольку более половины затрат авиакомпаний зависит от валютных курсов.
Девальвация отразится и на доходности туроператоров, которые работают, прибавляя фиксированный процент к курсу ЦБ - обычно 2%. Но скачок курса сразу на 8% "слишком существенный": если оплата рейсов происходит по текущему курсу, то расходы туроператоров автоматически увеличиваются. Поэтому ряд операторов стремятся выписывать авиабилеты в момент оплаты тура. В Ростуризме сообщили, что спада в продажах туров, несмотря на ослабление рубля, сейчас нет, и выжидательную позицию заняли лишь немногие.
Другие эксперты отмечают, что авиакомпании по-прежнему работают по рискованной бизнес-модели, делая ставку только на рост рынка и наращивая провозные емкости. Нынешний же рост цен на керосин и курсовые разницы сильно ударят по и без того большим издержкам. Эксперт считает, что продолжать стимулировать рынок низкой ценой и субсидировать пассажиров уже вряд ли получится, но и повышать цены будет трудно. А единственным способом стерилизации избытка емкости может стать уход с рынка очередного участника. Еще одно подорожание авиабилетов может быть связано с планами правительства обнулить налог на внутренние рейсы не через Москву и повысив НДС на авиаперевозки через столицу.