Полиции дали доступ к таможенным базам, по которым они смогут выявлять автомобили на еврономерах с превышенными сроками временного ввоза. А чтобы повысить эффективность служб, полицейским разрешили круглосуточно дежурить на таможенных постах, чтобы контролировать работу коллег. Что в теории должно свести к минимуму попытки дать взятку таможеннику, чтобы тот не заметил просроченную евробляху.
«Полицейские имеют право круглосуточно находиться в зонах таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и в других местах таможенной территории Украины, в которых органы Государственной фискальной службы осуществляют таможенные формальности (зоны таможенного контроля), с целью выявления фактов нарушения таможенных правил. Полицейские и должностные лица Министерства внутренних дел имеют право доступа к автоматизированной системы таможенного оформления «Инспектор – 2006», — говорится во вступившем в силу постановлении КМУ № 479.
Чиновники не скрывают целей. В документе прямо указано, что экспериментальный проект должен помешать уклонению от уплаты таможенных платежей. Начиная с 1 сентября 2018 года, отчеты о результатах совместной деятельности полиции, фискалов и таможенников будут подавать ежемесячно.
Напряглись и готовятся к митингам
Не удивительно, что владельцы евроблях тут же напряглись – для них взаимодействие полиции и таможенников грозит обернуться серьезными неприятностями. Проштрафившихся водителей будут выявлять теперь не только на таможенных постах, но и на дорогах, с помощью автоматизированной системы «Рубеж». Просроченные автомобили как раз сейчас вносят в базу.
«Мы все ждем начала, чтобы также увидеть, как оно на деле будет. Какие варианты избежать наказания – пока не известно, все будем знать тогда, как начнут останавливать. Пока говорят, что идет загрузка данных», – рассказали нам в общественной организации «АвтоЕвроСила».
В случае, если владельцев евроблях начнут массово вылавливать на дорогах, штрафовать и забирать автомобили, активисты готовы к радикальным действиям – перекрывать дороги, устраивать акции и пикеты у Верховной Рады, Министерства внутренних дел и пр.
Основной аргумент активистов – полиция не имеет полномочий штрафовать автомобили за просроченные сроки временного ввоза. Проверять должны только в зоне таможенного контроля, уверены владельцы «евроблях».
С этим согласны и юристы. Но при этом отмечают, что правоохранители вполне могут дежурить на дорогах на пару с таможенниками, которые и будут выписывать штрафы после остановки авто полицейскими.
«Само по себе срабатывание «Рубежа» не является законной причиной для остановки. В Законе о полиции таковая не значится. К тому же система может просто не среагировать на автомобиль на иностранных номерах. В России работает похожая система, и там она другие номера, кроме российских, не воспринимает», – рассказал UBR.ua юрист Владимир Блащук.
Если «Рубеж» все же будет срабатывать на просроченные еврономера, юрист не исключает, что в на старте пилотного проекта будут останавливать не всех. Нужно время чтобы внести в базу тысячи нарушителей таможенного законодательства.
Правозащитники напоминают, согласно ст. 470 Таможенного кодекса Украины, за превышение установленного срока транзитного перемещения автомобиля предусмотрена ответственность в размере от 170 грн. до 8,5 тыс. грн., в зависимости от продолжительности срока превышения.
А за нарушение срока временного ввоза, согласно ст. 481, – штраф уже варьируется от 850 грн. до 17 тыс. грн.
Если поймают второй раз на том же нарушении – последствия могут быть и более серьезные, говорят юристы. И лишение водительских прав – еще не самое страшное.
«Санкции могут доходить вплоть до конфискации авто, в зависимости от характера нарушений. У таможни есть базы данных всех транспортных средств, которые пересекают границу в том или ином таможенном режиме. А вот предоставят полиции доступ ко всей базе, или только по просроченным, – пока вопрос», — подметил в беседе с UBR.ua автоюрист Вадим Володарский.
Денис Вергун