Представители нефтяной отрасли пытаются компенсировать потери от заморозки цен на бензин, отменяя скидки и ухудшая тарифы на нефтепродукты для корпоративных клиентов. В транспортно-логистических, производственных и розничных компаниях заявили, что расходы автоперевозчиков на топливо уже выросли на 30%, что в дальнейшем может привести к росту цен на товары повседневного спроса, пишет "Коммерсант".
Ассоциации транспортно-логистических, производственных и торговых компаний направили письмо премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, в котором рассказали о последствиях ужесточения условий по покупке корпоративными клиентами топлива у нефтяных компаний. Письмо подписали, в частности, руководители Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и "Руспродсоюза".
По словам авторов письма, затраты на топливо в среднем занимают не менее 30% в себестоимости услуг профессиональных автоперевозчиков: из-за ужесточения корпоративных программ в ноябре эти расходы выросли в среднем на 30%. При этом транспортные компании работают на высококонкурентном рынке и не смогут удерживать цены при таком росте себестоимости. В результате цена транспортных услуг может вырасти минимум на 10%, что скажется и на розничных ценах на товары. Медведева просят провести встречу с топливными компаниями для обсуждения ситуации и условий сотрудничества.
О том, что нефтяники начали ужесточать условия работы с корпоративными клиентами после заморозки розничных и мелкооптовых цен на топливо, сообщалось в начале ноября. Так, "Газпром нефть" ввела для корпоративных клиентов сервисные сборы, а другие крупные компании отменяют скидки. По словам экспертов, резкий рост затрат на топливо окажет негативное влияние на рынок грузового автотранспорта, инфляцию, обновление парков и общее финансовое состояние автоперевозчиков. Ситуация усугубляется отменой с 2019 года льготы к транспортному налогу для плательщиков системы "Платон" и увеличением НДС.
Сами транспортные компании уже начали предупреждать партнеров о грядущем повышении цен: по оценкам производителей, наиболее заметно это скажется в сегменте производства товаров повседневного спроса, где доля автомобильной логистики выше. Отпускные цены на российские продукты могут вырасти на 1-8% в зависимости от категории, что снизит доходы на фоне снижения платежеспособного спроса.
Пресс-секретарь Дмитрия Медведева Олег Осипов переадресовал вопросы вице-премьеру Дмитрию Козаку. Его представитель Илья Джус заявил, что документ в аппарат вице-премьера не поступал, а корпоративные программы нефтяных компаний не регулируются правительством, поскольку "это предмет взаимоотношений нефтяных компаний с клиентами".
В нефтяной отрасли заявили, что не могут бесконечно заниматься "альтруизмом" в виде замороженных розничных цен, в том числе из-за снижения доходности розничного бизнеса и возможных убытков в будущем, включая очередное повышение акцизов с 1 января 2019 года.
Заморозкой цен недовольны и представители независимых АЗС: чтобы избежать убытков, им нужна наценка не менее трех рублей за литр вместо нынешних 1,7 рубля за литр. По словам представителей независимых АЗС, договоренность о заморозке цен не дает компаниям работать в нормальных условиях и может привести к закрытию многих станций.
Независимый топливный союз предложил ряд радикальных идей - например, полную отмену акцизов на топливо и обязательство продавать 100% произведенных нефтепродуктов на бирже. Однако эксперты отмечают, что правительство вряд ли на это пойдет, так как собранные от акцизов средства идут в дорожные фонды.
До этого главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин обвинил независимые АЗС в росте цен на бензин. По его словам, во многих регионах владельцы независимых АЗС выстраивают целые цепочки из посредников и манипулируют стоимостью топлива, заставляя десятку крупнейших нефтяных компаний поднимать розничные цены.